« За такой концерт денег не жалко…»

…Осень 1910 года. Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин собирает чемоданы. Ему предстоит большое турне по России. Вместе с ним в путь отправляются пианист и композитор Фёдор Фёдорович Кёнеман, альтист и скрипач Николай Константинович Авьерино.

Был на гастрольном маршруте Шаляпина и Воронеж.



Воронежское Дворянское собрание.

Кстати сказать, Кёнеман являлся постоянным аккомпаниатором Шаляпина. Ряд его произведений, в том числе баллада «Как король шел на войну», романс «Три дороги» написаны специально для Фёдора Ивановича. Когда в 1937 году Кёнеман умер, то Шаляпин писал из Варшавы своей дочери Ирине: «Я очень опечален смертью П.П. (? -ред.) и в особенности Кёнемана. Я так много с ним работал».

О турне 1910 года есть воспоминания музыковеда и композитора Василия Давидовича Корганова, который первым написал рецензию о творчестве Ф.И.Шаляпина. Корганов вспоминал «В начале осени 1910 года Шаляпин приехал в Тифлис и 19 сентября дал концерт в театре «Артистического общества». Цены местам были неслыханные в Тифлисе (кресло первого ряда стоило 15 рублей)… У него в это время были прекрасные партнеры: пианист Кёнеман и скрипач Н.Аверьино».

Газеты «Воронежский телеграф», «Юго-Восток», «Воронежский край», отмечая высочайшие певческие данные и мастерство Ф.И.Шаляпина, не преминули подчеркнуть его жадность к деньгам. Упоминались и «фантастические цены» на билеты в Тифлисе, в Казани.

Иногда в письмах, например, к тому же музыканту-этнографу А.В.Загаевичу – именно в тот период Шаляпин кроме своей подписи ставил фамилии Авьерино и Кенемана, что лишний раз свидетельствует о его дружественном отношении к товарищам по сцене.

В воспоминаниях самого же Ф.И.Шаляпина «Страницы из моей жизни» приводится такой курьезный случай, произошедший с ним и его друзьями в Киеве. Концерт певца был назначен в цирке, который вмешал тысяч шесть народа. А желающих попасть было куда больше. «Мы сами, участники концерта, очутились в курьезной невозможности попасть в цирк. Но в цирк пройти было необходимо, тогда я предложил пробраться через окно гостиницы на крышу цирка, что и было принято моими храбрыми товарищами – скрипачом Авьерино и пианистом Корощенко. Вылезли в окно, пробрались по карнизу к водосточной трубе, а по ней спустились на крышу цирка. Для меня это было делом легким, привычным с детства, но очень трудно пришлось Авьерино, круглому толстенькому человеку… Нас встретили оглушительным криком «ура!» И концерт начался… Пел я много, не чувствуя усталости, не желая остановиться».

Однако вернёмся в Воронеж той поры. Концерт Ф.И.Шаляпина состоялся 1 октября.

Дешевых билетов на концерты знаменитого баса не оказалось. Певец цену себе знал. В фойе зала Дворянского собрания толпился народ в предвкушении оперного чуда. Слышались реплики:

– Фёдор Иванович будет не в обиде – акустика нашего зала не хуже московского.

– Да, есть где голос показать…

То и дело шныряли полицейские чины.

– Господа, – увещевали они публику. – Не закрывайте проходы, проходите в зал. Чего бестолку стоять?

И все-таки пустые места в зале оказались.

Воронежские газеты того времени писали, что из-за дороговизны билетов на концерте Ф.И.Шаляпина нecколько рядов кресел были не заняты публикой. Рецензент газеты «Дон», скрывшийся под псевдонимом «Прохожий» отметил, что «г-н Шаляпин не желает, чтобы его посещали все желающие, так как даже никакого нет снисхождения по отношению к нижним чинам, каковых порядочная цифра набралась бы». Отмечали и то, что «одновременно с ним (с Шаляпиным.– А.К.) был борец – авиатор Фёдор Заикин, который бесплатно допускал к самолету гимназистов и солдат». Другой же рецензент примирительно написал, что «много справедливых жалоб было на то, что Шаляпин ставит дорогие цены на место, но, бывшие на концерте скажут, что после его пения не было жаль денег».

Итак, концерт Фёдора Ивановича Шаляпина начался. И уже после двух-трех песен ему стало понятно: запланированную программу придется расширять. После каждого номера – овация, настойчивое бисирование.


Ф.И.Шаляпин

Концерт делился как бы на две части: русская классика, народные песни и произведения зарубежных композиторов. Большой успех у воронежской публики имело сочинение Кенемана «Три дороги», «Песня о блохе», шутливая «Семинарист» Модеста Мусоргского. Сочинения последнего музыкальная общественность России принимала буквально на «ура!». Исполнил Ф.И.Шаляпин и произведения А.С.Даргомыжского, А.Г.Рубинштейна.

Если к Шаляпину воронежские рецензенты были куда более благосклонны – еще бы, за ним тянулся такой шлейф славы, – то к его музыкантам проявили бестактность. Появилось на страницах газеты даже такое неуклюжее замечание: «Участвовавшие в конкурсе Кенеман и Авьерино, конечно, рядом с Шаляпиным стушевались. Один из слушателей среди общей тишины закричал по адресу скрипача: «На скрипке мы и сами умеем играть!».

На концерте Ф.И.Шаляпина в Воронеже присутствовали многие представители местного отделения русского музыкального общества, мировая «звезда», солистка Лондонской оперы Мария Михайловна Мара–Непомнящая, видный общественный деятель Воронежской губернии вице-губернатор граф Петр Николаевич Апраксин. Был и губернский предводитель дворянства Александр Иванович Алёхин, отец будущего чемпиона мира по шахматам Александра Александровича Алёхина.

Анатолий Кожемякин,
краевед.


Опубликовано на вебсайте:

На главную страницу
Информационный портал Центрального Черноземья
Далекое – близкое. «За такой концерт денег не жалко…»
11.05.2007   
www.communa.ru
aaaaaaaaaaaaiii